Канава, расположенная между дорогой и земельным участком, выполняет важную функцию в ландшафте. Ее создают с целью предотвратить накопление осадков с дороги и превращение окружающей территории в болото. Но в то же время, она может создавать проблемы для проезда автомобилей. Для решения этой проблемы можно просто оборудовать переезд через канаву с использованием дренажной трубы, известной как дрен.

Мы расскажем, как выбрать подходящую трубу для дренажа канавы и как правильно провести ее укладку. Если у вас есть возможность, лучше всего обратиться за помощью к опытным строителям, чтобы быстро и надежно выполнить эту работу. Однако, если у вас есть время, желание и необходимые инструменты, вы вполне можете сделать переезд через канаву своими силами.

Разновидности труб по материалу

Существуют различные материалы, из которых изготавливают трубы для канавы. Однако важно, чтобы эти трубы обладали достаточной кольцевой жесткостью, так как после укладки на них будет давить вес земли, а также на них будут воздействовать грунтовые, талые и дождевые воды.

Для создания заезда на участок можно использовать дренажные трубы из следующих материалов:

  • Металлические, включая стальные.
  • Бетонные и железобетонные.
  • Пластиковые.

Стальные

Металлические трубы являются надежным выбором для создания въезда, но только при условии, что они имеют толстые стенки и высокое качество. Даже с возможным риском коррозии такие трубы могут прослужить не менее 30-40 лет. Однако следует отметить, что у металлических труб есть свои недостатки. Одним из них является их большой вес. Транспортировка такого тяжелого и габаритного груза без специализированной техники может быть очень сложной. Кроме того, при монтаже вес трубы остается неизменным, что также необходимо учитывать.

Еще одним минусом трубы в канаву на заезд из стали является их более высокая стоимость по сравнению с пластиковыми или бетонными аналогами. Из-за этого некоторые могут быть искушены использовать бывшие в употреблении трубы.

Пластиковые

Для создания заезда через канаву часто используют гофрированные пластиковые трубы. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с аналогами из других материалов. Эти трубы легкие, доступны по цене и не подвержены коррозии. Они также устойчивы к внешним воздействиям и удобны для транспортировки. Установка их не требует специального оборудования и может быть выполнена своими силами.

Гофрированные пластиковые трубы для канавы обладают достаточной пропускной способностью и кольцевой жесткостью, что позволяет им выдерживать серьезные нагрузки.

Бетонные и железобетонные

Бетонные и железобетонные трубы, используемые для создания заезда через канаву, обладают высокой пропускной способностью и способностью выдерживать значительные нагрузки. Они также имеют длительный срок службы. Однако их основным недостатком является большой вес, что делает трудным их перемещение без специализированной техники. Для доставки и установки таких труб часто требуется использование спецтехники.

На первый взгляд, железобетонные трубы кажутся более дешевыми для создания заезда на участок. Однако для полного расчета затрат следует учесть расходы на доставку, разгрузку и установку, что может увеличить итоговую стоимость проекта.

Диаметр трубы

При выборе диаметра трубы для канавы важно учитывать максимальный объем воды, который будет через нее протекать. Обычно максимальные нагрузки наблюдаются во времена ливней, осенних дождей и в период таяния снега, чаще всего весной и осенью.

Для загородного участка обычно достаточно использовать дренажные трубы с диаметром 315, 400 или 460 мм. Пластиковые трубы обладают гладкой внутренней поверхностью, что предотвращает задержание мусора в них и уменьшает вероятность быстрого засорения. Дренажные трубы большего диаметра становятся необходимыми, когда через канаву проходит ручей или участок находится в конце системы дренажа, где собирается вся стока.

Укладка трубы

Укладка трубы – это один из ключевых этапов в строительстве и инфраструктурных работах, который играет решающую роль в обеспечении надежного функционирования различных систем водоотведения, дренажа и гидроизоляции. В этом разделе мы рассмотрим основные этапы этого процесса

Профиль канавы

Профиль канавы имеет форму перевернутой трапеции. Для защиты трубы от транспортных нагрузок, рекомендуется укладывать ее на глубине 70-100 см от уровня дороги. Если используется дополнительная защита, такая как железобетонная дорожная плита или бетонное основание с армированием, можно уменьшить это расстояние.

Ширина траншеи вдоль дна должна быть больше наружного диаметра дренажной трубы как минимум на 40 см. Если грунт на местности жесткий и крепкий, то на дне траншеи следует создать подушку из песка толщиной не менее 10 см.

При засыпке над верхом трубы необходимо создать защитный слой из песчаного или мягкого грунта, исключая включения щебня, камня или кирпича. Толщина этого слоя должна составлять не менее 30 см.

Необходимые материалы и инструменты

Для создания заезда через канаву вам потребуются следующие материалы и инструменты, помимо самой трубы:

Материалы:

  • Щебень.
  • Песок.
  • Бетон (при необходимости).
  • Геотекстиль (по желанию).
  • Арматура (по желанию).
  • Доски для опалубки.
  • Решетки для предотвращения засоров.
  • Гвозди.

Инструменты:

  • Экскаватор (для рытья траншеи).
  • Автокран (если используется железная труба).
  • Ручные инструменты: лопата, ручная трамбовка, молоток.

Эти материалы и инструменты необходимы для правильной укладки и обустройства заезда через канаву.

Стандартный вариант

Этот метод, который называется стандартным вариантом, является наиболее распространенной технологией укладки трубы в канаву.

Для подготовки основания используется щебень, который распределяют и уплотняют как на дне канавы, так и на ее склонах. Бетон готовят непосредственно на месте и заливают его в специально подготовленную опалубку.

При создании боковых стенок заезда толщиной до 40 см, часто применяется каркас из арматуры. Минимальная толщина стенки составляет 25 см.

Над трубой, вблизи бетонной стенки, оставляют зазор в 5-10 см и уплотняют мягким изоляционным материалом. Это предотвращает негативное воздействие стенки на концы трубы в случае небольшой просадки.

Кроме того, стенку поднимают над проезжей частью на 15 см, чтобы предотвратить возможное заедание автомобиля.

Капитальный вариант

При выполнении капитального заезда через дренажную канаву используется более сложная технология укладки и обустройства.

Сначала подготавливают основание и покрывают его геотекстилем с нахлестом на откосы. Затем укладывают дренажную трубу и засыпают ее щебнем. Геотекстильное полотно предотвращает проникновение щебня в почву под воздействием нагрузки.

После уплотнения слоя щебня устанавливают арматурный каркас и заливают бетон. Особое внимание уделяется краям бетонной поверхности. Чтобы предотвратить их разрушение, на съездах создают углубление, чтобы увеличить толщину бетона до 20 см, либо укладывают бордюры по краям.

Заключение

Важно правильно выбрать и уложить дренажную трубу для создания заезда через канаву. Выбор материала (пластик, металл, бетон) и метода укладки (стандартный или капитальный) зависит от условий и бюджета проекта. Профессиональное выполнение работ и соблюдение рекомендаций обеспечивают надежность и долговечность заезда, что улучшает управление водостоком на участке.